Мотобуксировщик, “Мотособака” какой выбрать ?

 

Мотобуксировщик, “Мотособака” какой выбрать ?

Мотобуксировщик (другое название “Мотособака” или “Мини-снегоболотоход”) – механическое транспортное средство, где движителем является буксир на одной или двух гусеницах, снабженный элементами управления (ручка газа), головной фарой, фарой-искателем, рамой с грузовой площадкой, двигателем вариаторного типа и подвеской гусеницы (катки либо склизы).
В сцепке с мотобуксировщиком, в санях-волокушах, размещается непосредственно водитель. Средняя скорость движения, как правило, не превышает 30-40 км/час. Получил широкое применение и популярность среди рыбаков и охотников, а также малых экспедиций, где возникает необходимость длительного перемещения по глубокому снегу.

Фактически точно год создания мотобуксировщика назвать невозможно. Однако, документально подтверждено создание первой мотособаки в СССР в 1975 году (справка о приеме изобретения к рассмотрению от 1979 года) русским конструктором Анатолием Васильевичем Фомичевым. Так же первые образцы были известны в 50-х годах в Канаде, и в 70-х в СССР. Как правило, это самостоятельно построенные не серийные модели. 1962-63гг в Канаде выпускается мотобуксировщик Hus Ski Snow Traveller built с двигателем 10л.с. West Bend Motor. 1963-64гг – модель Hus Ski M 200 built с двигателем 8 л.с. и 10,4 л.с. JLO Motor. 1965-66гг – модель Bolens Hus Ski 444 built с двигателем 10.4 л.с. JLO Motor. 1967г – модель Bolens Diablo Rouge Model 500 с двигателем 16 л.с Hirth Motor. 1968-69гг модель Bolens Diablo Rouge Model 502 с двигателем 16 л.с Hirth Motor

Идея была взята из двух источников. Одна, это “собачья упряжка”, которую до сих пор активно используют в своем быту народы Севера. Она неприхотлива, удобна для перемещения по рыхлому и глубокому снегу, но все-таки имеет ограничение – она требует живую силу в качестве движителя. Другая идея, которая органично слилась в мотобуксировщиках, это снегоходы, которые всё более и более популярны в зимнее время и в районах, где зима длится более 8-9 месяцев в году. Они хороши, но и у них есть свои недостатки: сложная конструкция, которая часто исключает ремонтопригодность в условиях удаления от цивилизации, высокая стоимость и немалый вес (не самое удачное распределение давления), что крайне важно при передвижении по тонкому льду или при перевозке данного транспортного средства.

В 1975 году Анатолий Васильевич Фомичев, будучи заядлым рыбаком и охотником, полжизни проработав на буровых вышках и хорошо зная жизнь в районах Крайнего Севера, решил создать собачью упряжку, где вместо собак будет использован двигатель внутреннего сгорания. Поначалу это было очень простым устройством – небольшой двигатель от бензопилы “Урал”, около 5 л. с., был установлен на раму от саней, между их полозьями была установлена самодельная резиновая гусеница. С весом устройства не более 50 кг она была способна тянуть за собой до 100 кг груза. В первой модификации было предусмотрено, что мотобуксировщиком управляет человек на лыжах. В 1979 году Северная лаборатория ВНИИОЗ (Всероссийского Научно-исследовательского института охотоведения и звероводства) провела испытания мотобуксировщика и одобрила для применения егерями. После этого, изобретатель подал заявку на патент и смог зарегистрировать своё изобретение только в 1997 году. В течение долгих 18 лет мотобуксировщик Фомичева принимал участие в телевизионных передачах, о нём было написано в научно-популярных журналах “Моделист-конструктор” и “Техника молодежи”. В последствии сын конструктора продолжил дело отца и модернизировал конструкцию (патенты на заднеприводную модель с разрезной гусеницей и переднеприводную модель повышенной проходимости). В августе 2013 года сын и внучка Анатолия Васильевича запускают производство под брендом Мотобуксировщик “Помор”.

В 80-х годах в Канаде в городе Альберта впервые стали применять маломощный буксир на гусенице – “motodog”. В конструкции канадцев изначально использовалась сцепка буксира и одних-двух саней-волокуш (“плоскодонок”). Устойчивость конструкции была тем выше, чем шире и ниже был агрегат. Позже стали увеличивать мощность двигателя и топливный бак, устройство стало существенно выше, базу мотобуксировщика стали удлинять. Также для увеличения тяговой мощности и устойчивости стали применять двухгусеничные конструкции и для большего веса буксира сделали на нем грузовую площадку. Данной разработкой заинтересовалась компания Caterpillar, которая доработала и несколько лет серийно выпускала данные устройства.

Мотобуксировщик сочетает в себе отдельные свойства обоих “предков” – неприхотливость, ремонтопригодность, низкую стоимость эксплуатации, небольшие габариты и вес (что важно для перевозки его в багажнике легкового автомобиля), хорошее распределение давления на поверхность. В 90-е годы патент Анатолия Васильевича Фомичева стал общедоступным.

Самым распространённым является сцепка мотобуксировщика и саней-волокуш. Однако такой способ, хоть и самый незатейливый, имеет массу недостатков: стоя управлять мотособакой требует сноровки, существует риск падения, снег засыпает внутреннюю поверхность саней.

Другой способ предлагают некоторые производители мотобуксировщиков, это сани на широких полозьях. Сами сани имеют больший вес, водитель управляет сидя на сиденье мотороллерного типа, сзади закреплен груз или размещается ещё 1-3 человека. Безусловно этот способ требует более мощный двигатель с более крупной конструкцией самого буксира.

Следующий способ предлагает производитель универсальной прицепной системы на колесах низкого давления Трайпорт Трак Дуо: в комплектации Skidder (трелёвочник) или Platform (грузовая платформа) – при креплении прицепа к стандартному автомобильному шаровому сцепному устройству буксира. Особенностью является высокая устойчивость и удобство управления механизмами в сцепке при работе по вывозке лесоматериалов или при перевозке грузов или людей. Прицепная система имеет небольшой вес, а внедорожные колеса низкого давления 22″-11″x8″ с давлением 0,35-0,5 бар не позволяют прицепу глубоко проваливаться в снег или болото за счет большой площади опоры.

Главным недостатком является наследуемая от старшего “предка” не очень высокая управляемость и не высокая скорость. Хотя после обретения несложных навыков многие об этом уже не вспоминают, сравнивая своё перемещение по снегу или льду замерзшего озера на лыжах или в снегоступах, а также в валенках или рыбацких бахилах. Другим недостатком является запас хода, который несомненно можно улучшить, если взять с собой 1-2 канистры с топливом, как обычно поступают пилоты квадроциклов.

Наиболее популярны в России на сегодняшний день 11 торговых марок мотобуксировщиков, которые обладают послепродажным сервисом, гарантией, модельный ряд которых развивается год от года. В список также внесены мотособаки, мини-снегоходы:

POMOR (Помор), Российский (с глубокими Советскими корнями) мотобуксировщик. Штаб-квартира находится на севере России – в Архангельске. Главный инженер – создатель первого в России мотобуксировщика (1975 год) Анатолий Фомичев. Модели с катковой подвеской являются всесезонными .
Paxus (Паксус), модели 500, 650, Гранд, Мини, Авант – мотобуксировщики в чистом виде, такие какие они есть. Различаются длиной базы, подвеской, мощностью и двигателями.
Пелец, модель Пилигрим – более инновационные разработки, это скорее уже мини-снегоходы, недорогие и юркие.
Triport (Трайпорт), модели Муссон и Рабур – лёгкий и тяжёлый всесезонные мотобуксировщики-снегоболотоходы на 4 и 6 колёсах низкого давления со съемными гусеницами, построенные по принципу вездеходов: жёсткая сцепка, дифференциал привода правой и левой стороны.
СТС, модели Емеля, Бурлак, Пегас – тоже скорее мини-снегоходы, водитель сидит за рулём буксира.
Турист, наиболее легкая конструкция.
Snow Fly (Сноу Флай) – интересная модель в плане эргономичного дизайна и хорошо укомплектована.
Lebedev Garage (Лебедев Гараж), модели RA, LA, HV, LHA, LVR (Маламут) – традиционный вид мотобуксировщиков, двигатели 6.5-15 л.с., проверенный годами производитель.
Норка, модели 500 и 550 – молодой, перспективный производитель мотобуксировщиков.
Бумэр, модели Бумэр 1 и Бумэр 2 – большой, тяжелый, брутальный мотобуксировщик. Скорее для охоты 2-4 человек.
Koira (Койра), модели Koira и Koira Long – модель 2013 года, танк Т-34 в хорошем смысле, наиболее инновационный из всех мотобуксировщиков-снегоболотоходов, на колёсах низкого давления, всесезонный.
Ирбис, модель Динго – тоже перспективная модель с точки зрения практичности и рационализма. Скорее мини-снегоход.
Fisher – производство находится в городе Новосибирске. Модельный ряд состоит как из легких и мобильных мотобуксировщиков, так и большого класса повышенной проходимости. Мотобуксировщики от компании “Сибирский Вездеход” обладают высоким качеством.


http://vk.com/ohota_i_rybalka#post-23927120_5627

 

Читайте также: